Антонина Тер-Степонянц

Почему я пошла в
шахматные тренеры

История о том, даже Архимеду нужна была точка опоры, чтобы перевернуть мир.
Моей «точкой опоры» стали шахматы и это перевернуло мой мир.

— Вот этот стишок мы с тобой учили-учили, учили-учили, вроде, выучили. А на утреннике ты выскочила в центр зала, вся такая счастливая, в костюмчике снежинки, и сказала только «Ой, мороз-мороз, мороз-мороз». .

Стишок звучал так:

«Ой мороз-мороз-мороз,
ты меня не заморозь,
Ножки Тонины и ручки.
Ты же должен понимать:
Ножкам бегать по дорожке,
Ручкам маму обнимать».

Моя мама до сих пор, спустя 26 лет, помнит и сами стихи и то, как она их со мной учила. И не только в средней группе детсада. В первом классе ей со мной в этом плане было не легче. .

Она неделю разучивала со мной пару четверостиший, настолько ужасной у меня была память. С математикой было не лучше. Даже такие простые задания как – было 3 машины, приехало 2, сколько стало машинок – вводили меня в ступор, а мою первую учительницу в панику. Мы могли долго сидеть с ней за партой на продлёнке, и повторять все по кругу, я волновалась и старалась сделать все правильно, но у меня не получалось…

А еще я не сразу наловчилась складывать буквы в слоги, мне сложно было понять этот механизм. Поэтому чтение было отдельным видом испытания.

Мне пророчили спецшколу, я явно не справлялась с программой обычной школы, несмотря на все усилия моих родных и учителей. И я, кстати, тоже старалась как могла. А потом кое-что случилось. Мама принесла домой шахматы…

Сейчас, уже имея дипломы педагога и психолога, я понимаю, насколько важно то, что мама для меня делала, ее старания, терпение, поддержка. Без этого сложно сказать, что из меня бы выросло.

Я пришла от бабушки, а дома на столе лежит шахматная доска, она сразу привлекла мое внимание. Моя мама умеет играть в шахматы, не сильно, но она рассказала как называются фигуры и открыла первый секрет их расстановки: «Ферзь любит свой цвет».

Я почему-то испытала необычайный восторг от всего происходящего, мне понравилось играть. И поэтому мама вскоре отвела меня в шахматный клуб, благо, он был в парке рядом с домом.

Вроде ерунда, правда? Сейчас сотни детей каждый день знакомятся с шахматами, и первое занятие не равно глобальным изменениям, но первое занятие — это начало пути, во время которого будут изменения. Обязательно, в той или иной степени. И я в 7 лет начала этот путь. В форме игры. В форме соревнований. В форме тренировок.

Тренировки сначала были групповыми. После первых успешных выступлений на шахматных турнирах добавились индивидуальные, Юрий Владимирович, тренер, был замотивирован моими успехами. .

Я занималась раза 2 в неделю, часа по 1,5 — 2. Вот это я уже могу вспомнить, потому что благодаря шахматам память начала улучшаться.

Я вроде запоминала шахматные позиции, а через время поняла, что могу запоминать и стихотворения. Я вроде читала про шахматные партии, а через время стала читать всё и взахлеб. Благодаря шахматам я перестала делать кучу ошибок в диктантах.

Шахматы развивают визуальную память. Почему у меня были проблемы с русским языком? Я не видела этих слов и, соответственно, не могла их правильно написать.

После того как как я стала нормально читать и прорвалась в мир книг, я смогла без ошибок писать слова, потому что я их сразу представляла: четко видела не только книгу, в которой встречалось это слово, но и страницу, на которой я его видела!

В шахматах так же. Я запоминала визуально позиции фигур и могла играть вслепую, что практикуют шахматисты.

Не скажу, в какой момент я четко поняла, что у меня все наладилось, я была сильно увлечена шахматами, мне было не до этого. Ездила на турниры, неоднократно занимала призовые места на первенствах ЮФО и Ростовской области, участвовала в первенствах России.

Отчетливо помню, что в школе мне многое стало даваться даже через чур легко. Даже математика перестала пугать. Когда я в очередной раз вернулась после соревнований, нарвалась на какую-то контрольную, по геометрии. Я немного почитала что там проходили пока меня не было и дальше решила.

Учительница была в таком восторге, что даже похвалила меня перед всем классом: «Такое ощущение, что я лично Тер-Степонянц на ушко шептала как надо правильно делать». Вот так. Минутка славы.

Наличие хорошей памяти помогает мне до сих пор, как и умение мыслить логически и структурно. И всему этому я научилась играя! .

Доигралась я до женского мастера ФИДЕ (это звание, которое присваивается шахматисту за успешные выступления в международных соревнованиях). И до того, что уже больше 16 лет сама обучаю детей шахматам. Я стала детским шахматным тренером, в середине февраля 2020 года запустила собственную шахматную школу, разработала собственную методику преподавания. В ее основе лежит … любовь. К шахматам, к детям, к игре. .

Мне, обучая детей, в первую очередь важно прививать им любовь к этой игре, чтобы они получали удовольствие от занятий. Уже одно это развивает ребенка. Уж я то это точно знаю, из собственного опыта.

Первое занятие в нашей школе шахмат в подарок

Проводит его лично Антонина Тер-Степонянц —
руководитель школы «Яблоко Ньютона».

Давайте познакомимся? Вы ничего не теряете, а приобрести благодаря умению играть в шахматы можно многое.

Кроме того, каждому новому ученику, пришедшему в нашу школу в этом месяце, мы подарим подключение к разработанной нами шахматной платформе «NA-chess». Создана для интенсивного роста юных шахматистов.

Аналогов нашей шахматной платформы нет.